еженедельная деловая газетаИВАНОВО


Рубрики ПРОФЕССИОНАЛА:
Первая полоса
Бизнес
Социум
Новости региона
Компании и Рынки
Экономика
Для пользы дела
Verbatim / Дословно
Вражьи голоса
Ивановское законодательство
Федеральное законодательство
Обзор событий культуры и искусства

      Рубрика: Социум

Помни имя твое


Сегодня мы как бы приходим в себя от того, что произошло в нашем Отечестве и с нами в XX веке. И размышляя о нашем будущем, мы не можем не возвращаться к нашему прошлому.

Именно сегодня мы обязаны еще и еще раз оценить плоды той власти, которая имела целью разрушить до основания весь мир. По какому же образу и подобию строила она свой мир и наше пространство городов, сел поселков и деревень?

Качество имени города, имен улиц, переулков и площадей является, на мой взгляд, важнейшим фактом нашей городской жизни. Нет никакого сомнения в том, и это сегодня подтверждено научными исследованиями, что имя и даже фамилия, качество быта, цвета и формы - все это имеет свой дух, свою энергию, которая отражается на качестве нашей души, чувств и которые формируют наше мировоззрение.

Мы знаем, как положительно влияют на наше восприятие вода, горы, лес, парки, площади. Но если река будет грязной, лес заброшенным, парк неухоженным, с нечистотами и шприцами наркоманов, конечно, все это, несомненно, окажет свое влияние на наше сознание, и в этом сознании будут зачинаться, рождаться и формироваться новые поколения горожан.

Что же оставила прежняя власть в наследство нам - жителям города Иваново. 12 улиц с названием Лагерные, рядом с ними 14 Санаторных, улицу Боевиков, Спартака, Громобоя…

- Девочка, ты на какой улице живешь?

- На улице Лагерной.

- А ты, мальчик?

- На улице Боевиков, а раньше жил на улице Громобоя.

- Где ваша школа, детский сад, институт?

- На улице Болотной.

Есть в этом что-то настораживающее и зловещее. В 20-х годах руководители партии и правительства стали присваивать свои имена населенным пунктам, городам и поселкам. Стали заменять прежние названия новыми. Председатель реввоенсовета Лев Троцкий был не очень доволен тем, что его именем назвали небольшой город Гжатск. Когда был безжалостно подавлен крестьянский мятеж под руководством генерала Антонова в Тамбове, где впервые Тухачевский применил против своего народа две тысячи газовых аппаратов, Троцкий пожелал, чтобы именно Тамбову было дано его имя. Он приехал в город, чтобы лично присутствовать при открытии памятника Иуде. Там им были произнесены такие слова: "Иуда был первым человеком на земле, который понял вредоносную сущность христианства. Мы, большевики, - враги клерикального мракобесия, и поэтому Иуда - первый истинный пророк большевистской революции. И мы, большевики, памятники первому пророку большевистской революции должны поставить во всех городах России. Следующий город, в котором из уважения к Михаилу Фрунзе памятник пророку большевистской революции - Иуде мы должны поставить - это Иваново-Вознесенск". При этом Троцкий не сказал о том, как Иуда закончил свою жизнь.

В истории России было много судьбоносных поворотов. В дореволюционной России каждое историко-географическое название несло в себе смысл и имело историческое и филологическое основание. Так, город Симбирск нес в своем названии историческое основание русского присутствия у великой реки Волги. Новгород - это величие северной русской республики (вече). Иваново-Вознесенск - это сакральное (освященное) основание названия города, связанное с высшими духовными и церковными мотивами русской истории. Санкт-Петербург несет в себе имя апостола Петра, небесного покровителя императора Петра I.

Новая атеистическая и антинародная власть стала уничтожать в России ее исторические традиции. Появились города с новыми именами. Вместо Нижнего Новгорода - Горький. Вместо Екатеринбурга - Свердловск. Вместо Богородска - Ногинск. Вместо Петербурга - Ленинград. В городах менялись названия улиц, переулков и площадей.

В 1938 году была объявлена пятилетка безбожия, которая должна была закончиться в 1942 году и полностью уничтожить все, что связано с Богом и Его Церковью. Собственно, как Великая французская революция, так и февральская и октябрьская революции 1917 года в России имели цель "штурмовать небо". Сегодня цели этих революций, мотивы и движущие силы основательно изучены и осознаны, в первую очередь в среде ученых и богословов.

Есть такое выражение в Священном Писании: "Ничто нечистое не войдет в Царство Божие". На основании исторических "штурмов неба" можно сделать вывод, что все такие "штурмы неба" и пробы пожить без Бога и Его Церкви обходились весьма затратно, а то и катастрофически для всех тех, кто пытался реализовать свои, осмелимся сказать, не совсем здоровые идеи.

Мы достаточно детально знаем окончание жизни большинства всех так называемых проектов "штурма неба" и отказа от Бога и Его Церкви. Один такой теоретик научного коммунизма - Никита Хрущев заверял, выступая перед партийно-хозяйственной элитой в Киеве, что через 20 лет покажет всем последнего попа. При Хрущеве действительно закрыли и уничтожили более 10 тысяч храмов и монастырей. Но сам Хрущев не увидел окончания своего проекта "штурма неба". В 1964 году внезапно закончилась его политическая карьера. На его могиле установлен бюст работы скульптора Эрнста Неизвестного, одна половина которого выполнена из темного камня, другая - из светлого.

Эта же участь постигла фактически всех революционеров и политических деятелей, которые пошли на "штурм неба". И Ленина, и Каменева, и Троцкого, и Зиновьева, и Тухачевского и многих других. Достаточно сказать о муках души Ленина, тело которого не захоронено.

Сегодня большинство новых правителей федерального и регионального уровней, большинство граждан России многое узнали, прочувствовали, осознали из сущности большевистской власти и того, что она принесла народам России.

Сегодня есть иные вопросы и проблемы, которые требуют нового анализа и нового осознания. Среди этих вопросов, например, следующий. Почему мы, народ России, обладая феноменальными природными и человеческими ресурсами и потенциалом, остаемся бедным, нищим и презираемым народом?

Всю свою жизнь я посвятил людям. Тысячи встреч, выступлений в самых разных аудиториях и регионах, исповеди. У меня складывается устойчивое мнение, что наш народ имеет печать проклятия, которая переходит на каждое новое поколение по нарастающей. При квалификации нашей нищеты, бедности, деградации и вырождения, распада браков, больных детей, катастрофической преступности, продажности высокопоставленных лиц, коррупции чиновников, жестокости и агрессии всех по отношению к своим, распаду национального самосознания не приходит другого вывода и ответа, как проклятие за "штурм неба" и восстание против Бога и Его Церкви. Ибо повторять привычные выводы о низкой квалификации, о каком-то особом нашем характере и пр. - все это наивно и необъективно. Ибо история культуры нашего народа во всех формах и векторах проявления его национальных человеческих качеств в течении тысячи лет реально показывает нашу компетентность, культурность, образованность, конкурентоспособность во все времена и в сравнении со всеми народами мира. Иначе нас давно бы не было или нас завоевали и покорили другие народы.

Нет вида деятельности, которым бы мы не занимались и где не показали бы результаты на уровне мировых стандартов. Но, обладая колоссальными ресурсами и огромной территорией, обладая феноменальными талантами и дарами на уровне народа, мы оказались из победителей побежденными, из самых богатых - нищими, из самых святых - преступниками, самыми грешными и агрессивными, из народа Божьего - стали носителями самого страшного греха - восстания против Бога и Его Церкви, из самых сильных стали слабыми и презираемыми между всеми народами мира.

Почему это произошло? Ответ только один. Назовите народ, который сам своими руками и своей волей разрушил храмы и алтари, замучил и убил тысячи священнослужителей и верующих, уничтожил иконы и мощи святых.

В Москве из 1 600 храмов к 1941 году осталось 14 действующих. В Ленинграде из более чем 500 храмов осталось в 1941 году 5. В Иванове только на окраине за чертой города сохранился Преображенский собор, да и тот был переведен в конюшню. А ведь впечатление от нашего города до революции было иное. Например, известный писатель, уроженец села Иваново Филипп Нефедов писал: "Перед нами открывается прекрасный город с каменными зданиями, множеством высоких труб и еще более высоких колоколен и богатыми храмами, золотые главы которых так и ослепляют глаза".

Что касается переименования самого города, то причин было предостаточно. Во-первых, это Шуйские события, вызвавшие гнев самого Ленина. Во-вторых, события мятежа рабочих Тейкова и Вичуги, которые пошли на Иваново в 1932 году. На встречу рабочим были брошены тысячи пропагандистов и агитаторов. Мятеж был остановлен. Но последовало указание центра о наказании руководителей и жителей города. В Иваново срочно прибыл Лазарь Каганович. Последовали малоизвестные события о начале чистки в рядах партийных и хозяйственных руководителей. Окончанием расправы с инакомыслием послужило изменение руководства городского совета и последующее предложение о переименовании города без его церковной составляющей: "Вознесенск".

К этому времени собственно и сам Вознесенский храм, который и дал название Вознесенскому посаду, был взорван, как были взорваны Покровский собор (ныне пл. Пушкина, драматический театр), Крестовоздвиженский собор (ныне пл. Революции) и множество других храмов со всею церковною утварью, иконами, имеющими мировую ценность.

Само происхождение села Иваново, конечно, не имеет отноше


ния к какому-то Ивану из жителей села.

Село принадлежало царю Иоанну IV Васильевичу (в народе - Грозному к врагам Отечества). Из этого следует, что государь не позволил бы какой-либо неопределенности и случайности в отношении названия своей собственности. Как Петр I строил город Санкт-Петербург в честь своего небесного покровителя, апостола Петра, так и Иоанн IV Васильевич, скорее всего, дал селу имя своего покровителя - Ио
анна Крестителя. Здесь же была поставлена часовня в честь св. пророка Иоанна Крестителя.

Продолжая рассуждать об устройстве города, скажем, что в городе насчитывалось более 20 храмов, часовен. Были особо чтимые иконы.

Вокруг села Иваново формировались посады. Этим посадам давали названия по имеющимся там храмам: Троицкий, Вознесенский, Ильинский, Димитровский. Это указывает на тот факт, что промышленники придавали значение духовному состоянию рабочих и работниц. Другое дело - это само качество духовной жизни в этих приходах. Но это зависит в первую очередь от личности священников, дьяконов и церковного причта.

На мой взгляд, в подходах к возвращению городу его родного имени конечно правы все те, кто высказывался по данному предмету. Я достаточно искренне изучал материалы и предложения А. Корникова, В. Терентьева, Е. Боброва, Е. Толстопятовой, Л. Таганова, А. Семененко, С. Тяпкова, А. Грошева, П. Шереметева, С. Усманова, К. Балдина и многих других.

Уверен, что все высказались искренне и, на мой взгляд, весьма убедительно и компетентно. Но сама жизнь оказывается значительно шире и больше только наших личных мнений, архивных и научных фактов. В жизни и в нашем земном мире есть еще нечто такое, что, собственно, и составляет сущность жизни и этого мира, то, что держит и воспроизводит жизнь и мир.

Иисус Христос сказал через Своих учеников всем нам: "Без Меня творить ничего не можете". И еще: "Я есть путь, истина и жизнь".

Наш народ был мудрым, ибо он столько всего испытал и претерпел, как, наверное, ни один народ в мире. Но это народ пришел к такой простой, может быть наивной для современного научно-технического человека мысли: "Без Бога не до порога".

Я, будучи священником, конечно, каждый день имею отношения с людьми, которые неизлечимо больны, у которых расстраиваются браки и семьи, у которых решается судьями их будущее: быть на свободе или в неволе, приходится иметь дело с людьми, зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина, мата, преступности, азартных игр, блуда, извращений.

Не слишком ли жестоко для одного народа? Разве могут все эти наши проблемы разрешить правители и руководители, которые приходят в наше проблемное пространство на такое короткое время? Да и каким внутренним миром, какой душой и сердцем, разумом и волей должен обладать человек, гражданин, который стремится во власть в своем родном городе, районе, селе, государстве, если его главная потаенная цель - лично заработать.

Да, до революции были богатые люди: промышленники, фабриканты, купцы, предприниматели, помещики, князи, графы. Но почему-то именно эти люди строили храмы, монастыри, школы, дома для престарелых, больницы, красивые и добротные здания и сооружения. Эту красоту, мощь и фундаментальность. Они не присваивали своих имен построенному, сооруженному и основанному ими. Они это делали во славу Бога, Божией Матери, ангелов, святых, героев, во славу любимой ими России. Они и хотели прославить свою мать Родину, Отчизну. За это они отдавали свои жизни, если это было необходимо.

Иначе на карте мира давно не было бы России, Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода.

Что-то еще сдерживает творческое развитие нашего города - центра Ивановской области. Сегодня это очевидно для всех. И если оглядываться на вроде бы счастливое советское время, то мы должны сказать, что не таким уж оно было счастливым и безоблачным, в первую очередь на уровне быта, личной и брачно-семейной жизни.

Уверен, не исключительно материальный и финансовый интерес мотивировал волю и поведение мэра Москвы Юрия Лужкова в постройке храма Христа Спасителя и в возвращении улицам, площадям и переулкам города-столицы прежних родных имен.

Мы, жители Иванова, должны всегда помнить, что великая атеистическая революция началась с нашего города; и о том, что смерч в 1984 году напомнил нам о чем-то очень важном в нашей истории и в нашей генетике; может быть, о сносе кладбища на ул. Смирнова и переводе его в детский парк (который в народе стали называть "парк живых и мертвых"). И о взорванном храме "Всех Скорбящих Радость" на ул.Кузнецова, на месте которого лидер ивановских коммунистов Клюев желал построить бассейн.

Конечно, переименование города в воле народа и в воле его областных и городских властей.

Но если согласились с переименованием своих городов даже защитники Ленинграда, жители Горького и множества других городов, значит, в этом что-то есть для нас "священное".

Не сомневаюсь, что Россия уже встает. И сегодня миллионы людей вернулись к Богу и в Его Церковь. К нашему Богу, который сопутствует нам уже 1000 лет.

Не сомневаюсь, что в нашем народе на всех его уровнях уже просыпается его мощное сознание, дух, воля и наш народный гений, который за всю нашу историю никогда и никому не удалось завоевать, убить, уничтожить. Время России наступает. А значит, и время жителей Иваново-Вознесенска и нашей области. Желаю вам веры непоколебимой, любви нелицемерной, ангельского терпения и рассуждения святых отцов.


Комментарии к статье

Игумен АВГУСТИН (АНИСИМОВ)


Архив газеты
 № 27 (100) от 14 июля 2006 года
 № 28 (101) от 4 августа 2006 года
 № 29 (102) от 11 августа 2006 года
 № 30 (103) от 18 августа 2006 года
 № 31 (104) от 25 августа 2006 года
 № 32 (105) от 1 сентября 2006 года
 № 33 (106) от 8 сентября 2006 года
 № 34 (107) от 15 сентября 2006 года
 № 35 (108) от 22 сентября 2006 года
 № 36 (109) от 29 сентября 2006 года
 № 37 (110) от 6 октября 2006 года
 № 38 (111) от 13 октября 2006 года
 № 39 (112) от 20 октября 2006 года
 № 40 (113) от 27 октября 2006 года
 № 41 (114) от 3 ноября 2006 года
 № 42 (115) от 10 ноября 2006 года
 № 43 (116) от 17 ноября 2006 года
 № 44 (117) от 24 ноября 2006 года
 № 45 (118) от 1 декабря 2006 года
 № 46 (119) от 8 декабря 2006 года
 № 47 (120) от 15 декабря 2006 года
 № 48 (121) от 22 декабря 2006 года
 № 49 (122) от 29 декабря 2006 года
 № 1 (123) от 12 января 2007 года
 № 2 (124) от 19 января 2007 года
 № 3 (125) от 26 января 2007 года
 № 4 (126) от 2 февраля 2007 года
 № 5 (127) от 9 февраля 2007 года
 № 6 (128) от 16 февраля 2007 года
 № 7 (129) от 22 февраля 2007 года
Пресс-релизы
Правительство Ивановской области
Ивановская областная дума
Администрация города Иванова
Ивановская городская дума
Прочие государственные органы
Общественные организации
Компании
Редакция газеты
Подписка
Сотрудничество
Реклама


© Перепечатка материалов, опубликованных в газете «ПРОФЕССИОНАЛ Иваново», допускается только с разрешения автора (издателя) и с письменного разрешения редакции.
Газета "ПРОФЕССИОНАЛ Иваново" зарегистрирована 18.02.2004 в Верхневолжском межрегиональном управлении МПТР России, свидетельство о регистрации: ПИ №5-0848.

Карта сайта | Регистрация | Ссылки | WAP-версия IVX.ru | Личный кабинет

© 2005-2019 IVX service Предприятия Иваново
В данном разделе размещены материалы предоставленные редакцией газеты "ПРОФЕССИОНАЛ"
Администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание этих материалов.
По всем вопросам обращаться в редакцию газеты. т.(4932)41-76-74

Ramblers Top100