еженедельная деловая газетаИВАНОВО

№ 41 (114) от 3 ноября 2006 года

Рубрики ПРОФЕССИОНАЛА:
Первая полоса
Бизнес
Социум
Новости региона
Компании и Рынки
Экономика
Для пользы дела
Verbatim / Дословно
Вражьи голоса
Ивановское законодательство
Федеральное законодательство
Обзор событий культуры и искусства

      Рубрика: Для пользы дела

Резервы вашего бизнеса. Часть 1


Практически у каждого бизнеса есть скрытые резервы. В наших статьях мы расскажем вам о том, как вы можете повысить эффективность своего бизнеса.Сегодня речь пойдет о шести шляпах мышления.

Методику шести "думательных шляп" разработал выдающийся исследователь, трижды доктор (медицины, психологии и философии) Эдуард де Боно.

Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются думать бессистемно, следовательно - неэффективно. Когда человек решает некую проблему, то начинает анализировать факты, пытается обосновать возражения, одновременно стремится отыскать новые возможности, но немедленно подвергает их критическому анализу. Между тем в процесс мышления вмешиваются эмоции… В итоге человек вдруг ощущает, что оказался в мыслительном тупике.

Эдвард де Боно предлагает совершенно иной путь. Шесть шляп - это уникальная авторская методика, которая предлагает выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь совладать со всеми мыслительными операциями одновременно, мы надеваем на себя по одной шляпе мышления. Естественно, речь идет не о каких-то реальных шляпах, которые можно приобрести в магазине. Каждая шляпа - это единичный способ мышления. Каждая из шляп окрашена в свой цвет.

Белая Шляпа. Это цифры, факты, вообще вся информация. С ней связаны три вопроса:

1. Какой информацией мы обладаем?

2. Какая информация отсутствует?

3. Как получить необходимую информацию?

Надевая белую шляпу, мы должны воздерживаться от оценок и попыток прогноза!

Типичные реплики в этом режиме: "На сегодняшний день на складе 2300 единиц товара... Партнер предложил приобрести партию в 10 000 единиц за 100 000 лир... Договор включает в себя условие о поставке товара к 9.12.2006..."

Красная Шляпа. Это наши эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Она противоположна белой. Размышляя под белой шляпой, мы интересуемся объективными фактами. Надев красную шляпу, прислушиваемся к мыслям и эмоциям. Чувства являются очень важной частью мышления. В конечном счете любой выбор или решение основывается на чувствах.

Типичные реплики: "Я чувствую, что…", "Мне это не нравится…", "Я полон энтузиазма…"

Черная Шляпа. Это осторожность. Здравый смысл и соответствие фактам. Надев черную шляпу, мы оцениваем истинность высказывания, заявления или цепочки рассуждений.

С черной шляпой связаны вопросы:

1. Верно ли это?

2. Подходит ли это?

3. Сработает ли это?

4. Каковы возможные проблемы и опасности?

Черная шляпа очень важна и эффективна; без нее практически невозможны любые размышления.

Типичные реплики: "Этот слишком рискованно, потому что…", "Это нам не подходит, поскольку…", "Я вижу противоречие, так как…"

Желтая Шляпа. Желтая шляпа - это надежда. Это поиск преимуществ и выгоды. Для использования желтой шляпы необходима логика!

В этой шляпе человек спрашивает:

1. Каковы преимущества этого?

2. Почему это должно сработать?

3. Что позитивного это может принести?

Типичные реплики: "Это прекрасно и перспективно, так как…", "Идея может привести к позитивным переменам…", "Большой потенциал этого подхода можно видеть на примере…"

Зеленая Шляпа. Это исследования, новые идеи, предположения. Поиск альтернатив. Творческое, или, как его называет де Боно, - "латеральное мышление".

Зеленая шляпа используется в случаях:

1. Исследование

2. Внесение предположений

3. Нахождение альтернативных вариантов

4. Выдвижение новых идей

5. Активизация мыслительного процесса.

Зеленая шляпа - генератор идей.

Типичные реплики: "А давайте попробуем вот как…", "А что, если…", "Есть еще один необычный вариант…"

Синяя Шляпа. Это размышления о мышлении.

Синяя шляпа спрашивает нас

1. Где мы находимся?

2. Каков следующий шаг?

3. Программа мышления.

4. Выводы.

5. Наблюдения и комментарии.

Надев синюю шляпу, человек смотрит на процесс мышления со стороны.

Типичные реплики: "Давайте наденем другую шляпу…", "Предлагаю остановиться и подвести некоторые итоги…", "Самое время понять, как думать об этом дальше…"

Эдвард де Боно предлагает использовать шляпы мышления двумя основными способами.

1. Произвольное использование. Вы надеваете шляпы сами или предлагаете их надеть вашим коллегам в произвольном порядке. Шляпа используется не более двух-трех минут. Такое произвольное использование шляп позволяет настроить самого себя или собеседника на определенный тип мышления и поможет переключаться с одного типа мышления на другой.

2. Систематическое использование. Необходимо определить последовательность применения шляп. К такому методу прибегают, когда требуется быстро и эффективно рассмотреть проблему. При помощи синей шляпы задается последовательность использования остальных шляп, которая образует мыслительную программу. Этот метод применяется также в ситуации, когда возникает спор и попытки его разрешить заходят в тупик.

Если вас заинтересовала идея шести шляп мышления, более подробно познакомиться с этой методикой можно на сайтах http: edwdebono.com, www.debono.ru, www.debono.narod.ru


Комментарии к статье

Тимофей ИГЛОССКИ


Архив газеты
 № 27 (100) от 14 июля 2006 года
 № 28 (101) от 4 августа 2006 года
 № 29 (102) от 11 августа 2006 года
 № 30 (103) от 18 августа 2006 года
 № 31 (104) от 25 августа 2006 года
 № 32 (105) от 1 сентября 2006 года
 № 33 (106) от 8 сентября 2006 года
 № 34 (107) от 15 сентября 2006 года
 № 35 (108) от 22 сентября 2006 года
 № 36 (109) от 29 сентября 2006 года
 № 37 (110) от 6 октября 2006 года
 № 38 (111) от 13 октября 2006 года
 № 39 (112) от 20 октября 2006 года
 № 40 (113) от 27 октября 2006 года
 № 41 (114) от 3 ноября 2006 года
 № 42 (115) от 10 ноября 2006 года
 № 43 (116) от 17 ноября 2006 года
 № 44 (117) от 24 ноября 2006 года
 № 45 (118) от 1 декабря 2006 года
 № 46 (119) от 8 декабря 2006 года
 № 47 (120) от 15 декабря 2006 года
 № 48 (121) от 22 декабря 2006 года
 № 49 (122) от 29 декабря 2006 года
 № 1 (123) от 12 января 2007 года
 № 2 (124) от 19 января 2007 года
 № 3 (125) от 26 января 2007 года
 № 4 (126) от 2 февраля 2007 года
 № 5 (127) от 9 февраля 2007 года
 № 6 (128) от 16 февраля 2007 года
 № 7 (129) от 22 февраля 2007 года
Пресс-релизы
Правительство Ивановской области
Ивановская областная дума
Администрация города Иванова
Ивановская городская дума
Прочие государственные органы
Общественные организации
Компании
Редакция газеты
Подписка
Сотрудничество
Реклама


© Перепечатка материалов, опубликованных в газете «ПРОФЕССИОНАЛ Иваново», допускается только с разрешения автора (издателя) и с письменного разрешения редакции.
Газета "ПРОФЕССИОНАЛ Иваново" зарегистрирована 18.02.2004 в Верхневолжском межрегиональном управлении МПТР России, свидетельство о регистрации: ПИ №5-0848.

Карта сайта | Регистрация | Ссылки | WAP-версия IVX.ru | Личный кабинет

© 2005-2024 IVX service Предприятия Иваново
В данном разделе размещены материалы предоставленные редакцией газеты "ПРОФЕССИОНАЛ"
Администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание этих материалов.
По всем вопросам обращаться в редакцию газеты. т.(4932)41-76-74

Ramblers Top100