еженедельная деловая газетаИВАНОВО

№ 49 (122) от 29 декабря 2006 года

Рубрики ПРОФЕССИОНАЛА:
Первая полоса
Бизнес
Социум
Новости региона
Компании и Рынки
Экономика
Для пользы дела
Verbatim / Дословно
Вражьи голоса
Ивановское законодательство
Федеральное законодательство
Обзор событий культуры и искусства

      Рубрика: Обзор событий культуры и искусства

О новом и старом стиле


Приближается светлый праздник Рождества Христова, который торжественно отмечается во всем христианском мире. Православная церковь, в отличие от католической, празднует этот день 7 января, а Новый год соответственно 13-го. Почему же православие так упорно придерживается юлианского календаря, тогда как зарубежные христиане руководствуются григорианским?
Праздник Рождества Христова католическая и православная церковь отмечают по разным календарям

Как известно, до Петра I православная церковь праздновала Новый год 1 сентября. Равняясь на Запад, он принял решение перенести его на 1 января. День этот стал всеобщим праздником, так как отмечался между Рождеством и Крещением, во время Святок (святых дней). С введением в нашей стране григорианского календаря Новый год празднуется до Рождества, во время поста. Многие спрашивают, почему православие, вопреки всему остальному миру так упорно придерживается юлианского календаря. При этом сторонники реформы месяцеслова умышленно представляют ее как астрономическую необходимость, своеобразную уступку миру, которая не влечет за собой никаких догматических и канонических нарушений. Вопрос календарной реформы очень важен для церкви, но зачастую многие не придают ему особого значения.

Григорианский календарь появился в конце 16 столетия при Папе Григории ХIII. На Западе посчитали, что неподвижный юлианский календарь неточен, исчислять время надо по-новому, учитывая его смещения. Григорианский календарь, составленный латинским медиком Лилио Луиджи, точкой отсчета имеет равноденствие, поэтому он не совпадает с юлианским календарем и все время опережает его. За 4 столетия (с 16 по 20 века) накопилась разница в 14 дней. Но, чем дольше мы живем, тем эта разница будет больше. В конечном счете если человечество доживет до такого времени, то разница в календарях может перехлестнуть и год.

В России календарный вопрос обсуждался периодически, начиная с 30-х годов XIX столетия. Объективно Российская держава не нуждалась в переходе на григорианский календарь. Трехвековой опыт общения с иностранными государствами при различных календарях показал, что каких-либо неудобств, связанных с этим, не существует. До революции 1917 года вопрос о переходе на новый стиль в России никогда серьезно не стоял. Русский народ принял от Византии одновременно с христианством и календарную основу, утвержденную некогда Святыми Отцами Первого Вселенского собора в 325 году.

Но поскольку григорианский календарь существовал, то интерес к нему в России был. В 1899 году при Русском астрономическом обществе начала работу комиссия, в состав которой входил известный ученый Дмитрий Менделеев. Исследования, проводившиеся комиссией, носили не богословский, а чисто академический характер. Задача состояла в исследовании двух существующих календарей - юлианского и григорианского, а также целесообразности введения нового исчисления времени. Изучив проблему, комиссия пришла к выводу, что новейшие открытия в области астрономии далеко не в пользу календарной реформы. Напротив, они удивились поразительной точности календаря юлианского, который церковь получила от Святых Отцов. Тщательно обсудив все за и против, а также принимая во внимание, что в 1830 году ходатайство Императорской академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря.

Советская власть, стремясь уничтожить традиции православной царской России, уже 16 ноября 1917 года рассматривает в Совнаркоме вопрос о переходе на новое исчисление времени, а 24 января 1918 года принимает декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря". Ленин считал, что тем самым он сможет подорвать основы церкви. Практически, это явилось началом гонений на церковь со стороны большевистской власти.

По мнению архимандрита Рафаила, в вопросе о церковном календаре столкнулись два мировосприятия: мистическое и рационалистическое. Для мистического время - это тайна бытия, к которой можно приблизиться через символы, сравнения, для рационалистического - это только фактичность, объективное условие бытия, внешняя данность, над которой не стоит задумываться; факт надо вычислить, измерить, использовать по назначению и - все в порядке, остальное - область мечтательности, недостойной трезвого и делового человека. Он также утверждает, что еще остается спорной проблема: способствует ли рационализм развитию науки или только обедняет интеллектуальные возможности и духовную жизнь человека. Мудрые люди сравнивают ученых с альпинистами, которые надеются, что будут первыми на вершине, а, достигнув ее, видят, что там стоят Святые богословы. Вера всегда будет на голову опережать науку. Сколько раз наука "доходила до истины", а затем опровергала сама себя. Бог создал землю и ее законы, чтобы человек изучил их. Те истины, которые человек не может постигнуть, даются ему "даром". Вполне возможно, что наука убедит всех и докажет самой себе, что григорианский календарь не совсем точный.

А у православных христиан доказательств тому очень много. Всем известно такое чудо, как сошествие благодатного огня в Иерусалиме накануне Пасхи. На него приходят посмотреть и мусульмане, и иудеи. Но происходит оно только накануне православной Пасхи. Это свидетельство свыше, от самого Бога, что юлианский календарь истинен и более точен, чем григорианский. Мало пишут и говорят о том, что на Крещение Иисуса Христа (19 января) ежегодно река Иордан, которая впадает в Мертвое море, начинает течь в противоположную сторону. Это чудо Божье происходит только на православное Крещение, когда Господь крестился в реке Иордан. Бог повелел природе для укрепления веры людей вести себя вопреки законам.

Вопреки всем очевидным свидетельствам - чудесам, которые связаны с юлианским календарем, научными исследованиями, традициями церкви, установленными Вселенскими соборами, до сих пор находятся люди, которые пытаются убедить Церковь перейти на григорианский календарь. Аргументируют они это неудобством жить по двум календарям. Но люди, живущие церковной жизнью, не испытывают никаких неудобств. Думаю, Господь нас сохранит, и Церковь до конца будет пользоваться юлианским календарем.


Комментарии к статье

Иеродиакон Елиазар, председатель правления Ивановского областного отделения МОФ "Вознесение"


Архив газеты
 № 27 (100) от 14 июля 2006 года
 № 28 (101) от 4 августа 2006 года
 № 29 (102) от 11 августа 2006 года
 № 30 (103) от 18 августа 2006 года
 № 31 (104) от 25 августа 2006 года
 № 32 (105) от 1 сентября 2006 года
 № 33 (106) от 8 сентября 2006 года
 № 34 (107) от 15 сентября 2006 года
 № 35 (108) от 22 сентября 2006 года
 № 36 (109) от 29 сентября 2006 года
 № 37 (110) от 6 октября 2006 года
 № 38 (111) от 13 октября 2006 года
 № 39 (112) от 20 октября 2006 года
 № 40 (113) от 27 октября 2006 года
 № 41 (114) от 3 ноября 2006 года
 № 42 (115) от 10 ноября 2006 года
 № 43 (116) от 17 ноября 2006 года
 № 44 (117) от 24 ноября 2006 года
 № 45 (118) от 1 декабря 2006 года
 № 46 (119) от 8 декабря 2006 года
 № 47 (120) от 15 декабря 2006 года
 № 48 (121) от 22 декабря 2006 года
 № 49 (122) от 29 декабря 2006 года
 № 1 (123) от 12 января 2007 года
 № 2 (124) от 19 января 2007 года
 № 3 (125) от 26 января 2007 года
 № 4 (126) от 2 февраля 2007 года
 № 5 (127) от 9 февраля 2007 года
 № 6 (128) от 16 февраля 2007 года
 № 7 (129) от 22 февраля 2007 года
Пресс-релизы
Правительство Ивановской области
Ивановская областная дума
Администрация города Иванова
Ивановская городская дума
Прочие государственные органы
Общественные организации
Компании
Редакция газеты
Подписка
Сотрудничество
Реклама


© Перепечатка материалов, опубликованных в газете «ПРОФЕССИОНАЛ Иваново», допускается только с разрешения автора (издателя) и с письменного разрешения редакции.
Газета "ПРОФЕССИОНАЛ Иваново" зарегистрирована 18.02.2004 в Верхневолжском межрегиональном управлении МПТР России, свидетельство о регистрации: ПИ №5-0848.

Карта сайта | Регистрация | Ссылки | WAP-версия IVX.ru | Личный кабинет

© 2005-2023 IVX service Предприятия Иваново
В данном разделе размещены материалы предоставленные редакцией газеты "ПРОФЕССИОНАЛ"
Администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание этих материалов.
По всем вопросам обращаться в редакцию газеты. т.(4932)41-76-74

Ramblers Top100