еженедельная деловая газетаИВАНОВО

№ 2 (124) от 19 января 2007 года

Рубрики ПРОФЕССИОНАЛА:
Первая полоса
Бизнес
Социум
Новости региона
Компании и Рынки
Экономика
Для пользы дела
Verbatim / Дословно
Вражьи голоса
Ивановское законодательство
Федеральное законодательство
Обзор событий культуры и искусства

      Рубрика: Бизнес

ПОЛГОДА КАК ПОЛУМЕРА


31 декабря 2006 года вступил в силу ФЗ-252, сохраняющий лицензирование строительной деятельности еще на полгода. При этом все эксперты сходились во мнении, что законодатели отодвинут сроки отмены лицензирования как минимум на год - до 1 января 2008 года. Видимо, сторонники этой весьма спорной законодательной инициативы надеются провести ее нынешним составом парламента.
Большинство специалистов строительной отрасли высказались против отмены лицензирования
Фото: С.Кондратьев

За эти уже неполные полгода правительству и Госдуме придется решить кардинальную задачу - создать систему контроля строительной деятельности в условиях отмены лицензирования. В настоящее время в соответствии с Градостроительным кодексом осуществляется государственный строительный надзор. Но полномочия Госстройнадзора начинаются и заканчиваются на стройплощадке в процессе строительства. А лицензирование и последующий лицензионный контроль направлены на тех, кто строит. Их профессионализм, техническую подготовку, квалификацию кадров и т.д. Но спора нет - за тем, как ведется строительство, смотреть тоже нужно. На законных, прописанных на бумаге основаниях. А таких в настоящее время у Госстройнадзора нет. Поскольку устаревшие ГОСТы и СНиПы являются обязательными только в части, не противоречащей закону " О техническом регулировании". Их в соответствии с этим законом должны заменить технические регламенты. Это документы, определяющие стандарты строительной деятельности, обязательные к исполнению, и на основании которых осуществляется контроль. Закон был принят еще в 2003 году, но до сегодняшнего дня ни один технический регламент не выпущен. А до 1 июля технические регламенты Госдума должна принять - иначе никаких рычагов воздействия на нерадивых строителей у исполнительной власти не будет. По мнению руководителя Росстроя Сергея Круглика, создание одного такого документа - "достаточно длительный путь и при хорошем подходе хороший технический регламент - это минимум полтора, два года".

Почему их нет до сих пор

До последнего времени как и каким образом идет создание этих документов, подавляющее большинство специалистов строительной индустрии не знало. Свет пролила вице-президент Российского союза строителей Лариса Баринова, давшая интервью "Строительной газете". В нем она говорит, что в разработке технических регламентов участвует большинство создателей закона "О техническом регулировании". Лариса Баринова обвиняет их в том, что они заинтересованы в оттягивании реформы технического регулирования, зарабатывая на этих разработках деньги. По некоторым оценкам государство уже выплатило за эту работу по различным отраслям около 500 миллионов рублей. Что касается конечного результата, то это компиляция из существующих СНиПов и других нормативных актов, состоящих из графиков, нормативов и т.д., которые затем никто не знает, как вложить в законы прямого действия. Потому что во всех странах, где есть технические регламенты, они утверждаются на уровне исполнительной власти, и только в России кому-то пришло в голову утверждать их в парламенте в виде законов. В связи с этим Лариса Баринова указывает на пагубность закона "О техническом регулировании" для строительной отрасли страны в целом. И о необходимости срочного капитального ремонта этого закона. Но вернемся к регламентам.

Известно, что срок разработки технических регламентов в строительстве был перенесен на ноябрь 2006 года. Причем готовилось только два регламента: о безопасности эксплуатации зданий и сооружений и о требованиях к безопасности зданий и сооружений. Эти два документа, конечно, не могут охватить всю процедуру проектирования, строительства и эксплуатации объектов, но и они до сих пор не приняты. Но даже если они будут приняты Госдумой сию минуту, то в соответствии со статьей 7 закона "О техническом регулировании" вступят в силу не ранее чем через шесть месяцев спустя их официального опубликования. То есть уже после назначенной на 1 июля отмены лицензирования. Но повторимся: этих двух документов недостаточно для осуществления полноценного государственного контроля строительной отрасли. Не говоря о том, что в реальном применении наверняка возникнет необходимость внесения изменений, ибо только практика окончательно ставит точки над i во всех начатых на бумаге делах.

Глава вопросов без ответов

Еще один закон, который необходимо принять до отмены лицензирования, - это закон "О саморегулируемых организациях строительной отрасли". С этим проще, поскольку проект закона давно находится в Госдуме. Но если его почитать, то сразу возникают вопросы из области хронологии. Начиная с самого определения саморегулирования строительной отрасли. Это должна быть самостоятельная, инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности в строительной отрасли, содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов предпринимательской деятельности, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов, дисциплинарная ответственность субъектов за их нарушение. Саморегулирование строительной деятельности осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в строительной отрасли в саморегулируемые организации.

Итак, после принятия закона должно произойти следующее. Участники строительного рынка должны собраться в некоммерческую организацию. Выбрать органы управления, зарегистрироваться и приступить к выполнению своих задач, которые определяет закон. Это разработка правил и стандартов предпринимательской деятельности определенного вида, профессиональной деятельности и этики, контроль за их исполнением, защита прав и законных интересов членов саморегулируемых организаций, а также прав и законных интересов третьих лиц, являющихся потребителями произведенных товаров, работ или услуг членами саморегулируемых организаций. Сие означает, что со дня принятия закона до того момента, когда строительный рынок начнет по-настоящему сам себя регулировать, пройдет никому не известное количество времени. Сколько его потребуется на создание самой организации, создание нормативных актов, апробацию на практике, корректировку и т. д., сейчас никто не скажет.

А что означает защита прав и законных интересов потребителей? Это означает, что саморегулируемая организация несет и материальную ответственность за деятельность своих членов. Соответственно нужно создавать компенсационный фонд. Как он будет формироваться? Судя по всему, самими участниками строительного рынка, входящими в саморегулируемую организацию. Тогда ситуация анекдотичная. Строители эти взносы внесут в свои затраты, потребители их оплатят и начнут получать свои деньги обратно в виде компенсации в случаях понесенного ущерба. Это уже вопрос из области - за чей счет реформа? Против нее уже выступило строительное сообщество, так нужна ли она потребителям?

Аллегории и грабли

Мы уже писали, что большинство специалистов строительной отрасли высказались против отмены лицензирования, выступая за усовершенствование этой уже достаточно хорошо отлаженной системы. Но если уж этот шаг необходим для интеграции в мировую экономику, то нужно отменять лицензирование поэтапно. Параллельно отстраивая институты регулирования. Но реформаторы Минэкономразвития пытаются идти наполеоновским путем - ввязаться в бой, а там уж посмотреть. Но как бы ни велик был Наполеон, кончил он плохо. Как плохо кончается порочная практика, взятая из знаменитой песни: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…" Затем наступает хаос и еще большее насилие. На эти грабли мы уже наступали не раз.

Если уж заговорили о граблях, нужно сказать о добровольной сертификации, которая должна быть одним из рыночных инструментов в условиях саморегулирования, подтверждающим качество продукции. Так вот в медицине, когда добровольных сертификатов, причем поддельных, стало больше, чем самих лекарств, их заменили добровольным декларированием качества товара. Стоит предположить, что и в строительной отрасли цена сертификата приблизится к нулю. Тогда, может быть, не дожидаясь этого, сразу перейти на добровольное декларирование качества строительной продукции? "Это смешно, - говорит директор ивановского филиала федерального лицензионного центра Евгений Рябов, - представьте себе фирму с уставным капиталом 10 тысяч рублей, которая продекларировала качество своего объекта. Затем фирма закрылась, а здание рассыпалось. С кого спрашивать? Ведь планируется принять закон по которому фирма может и не входить в саморегулируемую организацию, так как членство в ней добровольное. Кто за все это будет отвечать?"

И еще о граблях. Для этого вновь нужно вернуться к закону "О техническом регулировании", а также затягиванию принятия технических регламентов. В Польше на момент вступления в ВТО не оказалось системы технического нормирования. Прежняя была упразднена, а новую принять не успели. В этом случае строительство должно вестись либо по международным стандартам, либо по национальным стандартам других стран. В итоге польские строители продали свой бизнес иностранцам и сегодня работают у тех на субподряде. Своего строительного комплекса в Польше теперь нет.

Такова цена правового вакуума, который вполне может возникнуть в строительной сфере России. А мы еще не упомянули закон об обязательном страховании строительных рисков, совершенно необходимом инструменте рыночного регулирования в с


троительстве. Его также нужно срочно разработать и принять. Словом, законодателям есть над чем подумать.


Комментарии к статье

Александр АВЕРЬЯНОВ


Архив газеты
 № 27 (100) от 14 июля 2006 года
 № 28 (101) от 4 августа 2006 года
 № 29 (102) от 11 августа 2006 года
 № 30 (103) от 18 августа 2006 года
 № 31 (104) от 25 августа 2006 года
 № 32 (105) от 1 сентября 2006 года
 № 33 (106) от 8 сентября 2006 года
 № 34 (107) от 15 сентября 2006 года
 № 35 (108) от 22 сентября 2006 года
 № 36 (109) от 29 сентября 2006 года
 № 37 (110) от 6 октября 2006 года
 № 38 (111) от 13 октября 2006 года
 № 39 (112) от 20 октября 2006 года
 № 40 (113) от 27 октября 2006 года
 № 41 (114) от 3 ноября 2006 года
 № 42 (115) от 10 ноября 2006 года
 № 43 (116) от 17 ноября 2006 года
 № 44 (117) от 24 ноября 2006 года
 № 45 (118) от 1 декабря 2006 года
 № 46 (119) от 8 декабря 2006 года
 № 47 (120) от 15 декабря 2006 года
 № 48 (121) от 22 декабря 2006 года
 № 49 (122) от 29 декабря 2006 года
 № 1 (123) от 12 января 2007 года
 № 2 (124) от 19 января 2007 года
 № 3 (125) от 26 января 2007 года
 № 4 (126) от 2 февраля 2007 года
 № 5 (127) от 9 февраля 2007 года
 № 6 (128) от 16 февраля 2007 года
 № 7 (129) от 22 февраля 2007 года
Пресс-релизы
Правительство Ивановской области
Ивановская областная дума
Администрация города Иванова
Ивановская городская дума
Прочие государственные органы
Общественные организации
Компании
Редакция газеты
Подписка
Сотрудничество
Реклама


© Перепечатка материалов, опубликованных в газете «ПРОФЕССИОНАЛ Иваново», допускается только с разрешения автора (издателя) и с письменного разрешения редакции.
Газета "ПРОФЕССИОНАЛ Иваново" зарегистрирована 18.02.2004 в Верхневолжском межрегиональном управлении МПТР России, свидетельство о регистрации: ПИ №5-0848.

Карта сайта | Регистрация | Ссылки | WAP-версия IVX.ru | Личный кабинет

© 2005-2024 IVX service Предприятия Иваново
В данном разделе размещены материалы предоставленные редакцией газеты "ПРОФЕССИОНАЛ"
Администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание этих материалов.
По всем вопросам обращаться в редакцию газеты. т.(4932)41-76-74

Ramblers Top100